Музыка не является комментарием к нашей биографии, не является рассказом, способным передать опыт. Однако она является плодом нашего опыта — она рождается из всей полноты нашей жизни. Поэтому даже абстрактные пьесы, которые сами являются значением, а не знаком, как-то связаны с нашим жизненным опытом — являются замещением опыта в звуке.
Может ли музыка описывать повседневный опыт? Кажется, что нет ничего более далекого от музыки, чем быт, чем повторение, чем равномерное движение во времени. Повседневность десакрализована, священно лишь Событие, расторгающее единство каждодневной жизни, тогда как звучащее тело музыки кажется священным, сочащимся смыслами, обильными, но ускользающими и несхватываемыми.
Однако этот вопрос — это в первую очередь вопрос о той степени, с которой мы может придать смысл каждому дню и самым мельчайшим, рутинным занятиям. Могут ли они быть частью большой истории? Если так, то и музыка, которая рассказывает свои невозможные, нечленораздельные истории, истории движения и стремления, способна рассказать что-то об обыкновенном дне, который теперь освещен светом смысла.
Кажется, что никто не пишет всерьез музыки о, скажем, сытном ужине, мытье посуды или подметании кухни. Кто будет тратить силы и ноты на экзистенциальный сор!..Однако мельчайшее, забытое и забываемое тоже может звучать и быть частью осмысленной большой истории, которая разворачивается неспешно, с каждым днем, с каждой секундой. Сама повседневность может звучать, может стать звуком, если этого захочет музыкант — и таким образом повседневность можно спасти от забвения.
Как может звучать музыка о рутине, о самом обыкновенном, настолько обыденном, что даже не заслуживает обычно рефлексии и упоминания? Полагаю, как угодно, ведь в мельчайшем таится самое большое, в нем все та же драма напряжения и томления воли, что и в самых значительных событиях. Музыка о скуке и монотонности сама по себе не обязана быть скучной и монотонной — ведь рефлексия и интерпретация активности может быть остросюжетной, яркой, в отличии от самой активности. Я вполне могу вообразить себе фугу о влажной уборке или сонату, посвященную готовке борща — все может быть материалом для музыки, покуда наше сознание бодрствует.