Музыкальный дуэт для двух саксофонов — не самый редкий и экзотичный жанр, но и, конечно, не столь популярный, как фортепианное трио или саксофонное соло. И тем не менее, в силу того, что это не самый конвенциональный жанр, любое взаимодействие двух саксофонистов так или иначе является своеобразным экспериментом, попыткой нанести на карту очертание неизведанных музыкальных территорий. Именно такое уверенное и увлеченное исследование слушатель найдёт в альбоме-дуэте Experimental Sounds Алексея Круглова и Николая Рубанова.
Этот альбом интересен тем, что в нем столкнулись две школы импровизации — московская и питерская. Альбом был записан на концерте в легендарном пространстве Музея Звука в Санкт-Петербурге, бывшей Галерее Экспериментального Звука. С помощью акустических эффектов, нетрадиционных звукоизвлечений и экспрессивных мелодий музыканты движутся от разрозненных и рассредоточенных ритмов к интенсивности и мелодичной ярости. Яростный, экспрессивный, эксцентричный, горячий подход и более рациональный, спокойный, сосредоточенный, прохладный порождают прочный сплав, при этом каждый из саксофонистов выступает то в одном, то в другом амплуа, показывая свою разносторонность. Силуэты здешних музыкальных ландшафтов разнообразны — от тихих долин, изрезанных оврагами, до стремительных и громогласных водопадов звука. Музыканты звучат то вкрадчиво и деликатно, то оглушают, то играют разорвано, выстреливая обрывочными мотивами, то нанизывают на спираль ритма экспрессивную и рассыпающуюся мелодию, заставляющую вспомнить Lonely Woman Орнетта Коулмана или другую фри-джазовую классику. Звук то тих и будто бы блестит, то набирает силу и становится матовым, врывается сонорным беспокойством в беспечную тишину.
Бас-саксофон Николая Рубанова звучит чуть ли не как струнные, подобно контрабасу он задаёт пульсацию и нижний голос, поверх которого стремительно носится, скачет мелодия Алексея Круглова, играющего на альт-саксофоне и блок-флейте. Иногда, особенно когда Николай Рубанов берётся за сопрано-саксофон, слышны отрывистые полифонические разработки; в самых интенсивных частях саксофоны отвечают друг другу, подхватывают и передают друг другу одну тему, которая, впрочем, моментально варьируется. Иногда кажется, что саксофонисты играют в "салочки" — стремительные пассажи гоняются друг за другом, сталкиваются, разбегаются. Ощущение игры усиливается благодаря свободе и непринужденной легкости, с которой музыкантам удаются даже самые быстрые и техничные элементы.
Кажется, что этот альбом о том, как мелодия на традиционно солирующих инструментах может превращаться в дисциплинирующий, выстраивающий пространство ритм — будто неожиданно для себя, спонтанно, музыканты дрейфуют к минималистичным паттернам, задающим пульсацию импровизациям. Эти ритмо-мелодические ячейки, в первую очередь созданные нижним голосом, не остаются тождественными себе — они развиваются, меняются, превращаются в повторяющиеся секвенции с вариациями. В гибкости и подвижности звука, развертывающегося в различные формы, экспериментальный характер альбома.