Alexey Kruglov,Nikolay Rubanov
Experimental Sounds

Con.XIV: Экспериментальные импровизации для двух саксофонистов/Experimental improvisations for two saxophonists
Музыкальный дуэт для двух саксофонов — не самый редкий и экзотичный жанр, но и, конечно, не столь популярный, как фортепианное трио или саксофонное соло. И тем не менее, в силу того, что это не самый конвенциональный жанр, любое взаимодействие двух саксофонистов так или иначе является своеобразным экспериментом, попыткой нанести на карту очертание неизведанных музыкальных территорий. Именно такое уверенное и увлеченное исследование слушатель найдёт в альбоме-дуэте Experimental Sounds Алексея Круглова и Николая Рубанова.

Этот альбом интересен тем, что в нем столкнулись две школы импровизации — московская и питерская. Альбом был записан на концерте в легендарном пространстве Музея Звука в Санкт-Петербурге, бывшей Галерее Экспериментального Звука. С помощью акустических эффектов, нетрадиционных звукоизвлечений и экспрессивных мелодий музыканты движутся от разрозненных и рассредоточенных ритмов к интенсивности и мелодичной ярости. Яростный, экспрессивный, эксцентричный, горячий подход и более рациональный, спокойный, сосредоточенный, прохладный порождают прочный сплав, при этом каждый из саксофонистов выступает то в одном, то в другом амплуа, показывая свою разносторонность. Силуэты здешних музыкальных ландшафтов разнообразны — от тихих долин, изрезанных оврагами, до стремительных и громогласных водопадов звука. Музыканты звучат то вкрадчиво и деликатно, то оглушают, то играют разорвано, выстреливая обрывочными мотивами, то нанизывают на спираль ритма экспрессивную и рассыпающуюся мелодию, заставляющую вспомнить Lonely Woman Орнетта Коулмана или другую фри-джазовую классику. Звук то тих и будто бы блестит, то набирает силу и становится матовым, врывается сонорным беспокойством в беспечную тишину.

Бас-саксофон Николая Рубанова звучит чуть ли не как струнные, подобно контрабасу он задаёт пульсацию и нижний голос, поверх которого стремительно носится, скачет мелодия Алексея Круглова, играющего на альт-саксофоне и блок-флейте. Иногда, особенно когда Николай Рубанов берётся за сопрано-саксофон, слышны отрывистые полифонические разработки; в самых интенсивных частях саксофоны отвечают друг другу, подхватывают и передают друг другу одну тему, которая, впрочем, моментально варьируется. Иногда кажется, что саксофонисты играют в "салочки" — стремительные пассажи гоняются друг за другом, сталкиваются, разбегаются. Ощущение игры усиливается благодаря свободе и непринужденной легкости, с которой музыкантам удаются даже самые быстрые и техничные элементы.

Кажется, что этот альбом о том, как мелодия на традиционно солирующих инструментах может превращаться в дисциплинирующий, выстраивающий пространство ритм — будто неожиданно для себя, спонтанно, музыканты дрейфуют к минималистичным паттернам, задающим пульсацию импровизациям. Эти ритмо-мелодические ячейки, в первую очередь созданные нижним голосом, не остаются тождественными себе — они развиваются, меняются, превращаются в повторяющиеся секвенции с вариациями. В гибкости и подвижности звука, развертывающегося в различные формы, экспериментальный характер альбома.
The musical duet for two saxophones is not the rarest and most exotic genre, but it is certainly not as popular as the piano trio or saxophone solo.
And yet, due to the fact that it is not the most conventional genre — any interaction between two saxophonists is, in one way or another, a kind of experiment, an attempt to map the outline of uncharted musical territories. This is exactly the kind of confident and enthusiastic exploration that the listener will find in the duo album «Experimental Sounds» of Alexey Kruglov and Nikolay Rubanov.

This album is interesting because two schools of improvisation — Moscow and St. Petersburg — collided in it. The album was recorded at a concert in the legendary space of the Museum of Sound in St Petersburg, the former Gallery of Experimental Sound. With the help of unconventional sound techniques and expressive melodies, the musicians move from disparate and scattered rhythms to intensity and melodic fury.
The silhouettes of these musical landscapes are varied — from quiet valleys mottled with ravines to swift and thundering waterfalls. At times the musicians sound ingratiating and delicate, at times the way they play is deafening.
They can play disjointedly, shooting out fragmentary motifs or they can string an expressive and scattered melody that brings to mind Ornette Coleman's "Lonely Woman" or other free-jazz classics on a spiral of rhythm. The sound is quiet and seems to glisten, then it gathers strength and becomes matte, bursting with sonorous restlessness into the carefree silence.

Nikolai Rubanov's bass saxophone sounds almost like strings. Like a double bass, it sets the pulsation and lower voice, on top of which Alexei Kruglov's melody of alto saxophone or recorder rushes, jumps, and leaps. Sometimes, especially when Rubanov takes up the soprano saxophone, one can hear fragmentary polyphonic developments. In the most intense parts, the saxophones seem to respond to each other, picking up and passing a theme from one voice to another. However, a theme instantly varies.
Sometimes it seems as if the saxophonists are playing a game—the rapid passages chase each other, collide, and scatter. The sense of the game is enhanced by the freedom and relaxed ease with which even the fastest and most technical elements are managed by the musicians.

It seems that this album is about how melody on traditionally soloing instruments can turn into a disciplining, acoustic space-building rhythm — as if unexpectedly, spontaneously, the musicians drift towards minimalistic patterns that set the pulse of improvisations. These rhythmic-melodic cells, primarily created by the lower voice, do not remain identical to themselves — they develop, change, turn into repetitive sequences with variations. The experimental character of the album is possessed in the flexibility and mobility of sound unfolding into various forms.
Алексей Круглов - альт-саксофон, блокфлейта, голос
Николай Рубанов - бас- и сопрано-саксофоны

Музыка Алексея Круглова и Николая Рубанова / Записано в Музее Звука в Санкт-Петербурге 8 июля 2022 года / Сведено Алексеем Кругловым / Техническая поддержка Руслана Зайпольда / Фотография для обложки: Олег Кудяшов. Пейзаж. 2010 (из коллекции Елены Борисовой) / Дизайн Алексея Корфа / Фото Ивана Высоких / Продюсеры Алексей Круглов и Юрий Виноградов / Особая благодарность Ивану Высоких, Елене Борисовой
Alexey Kruglov — alto saxophone, recorder, voice
Nikolay Rubanov — bass and soprano saxophones

Music by Alexey Kruglov & Nikolay Rubanov / Recorded at the Saint Petersburg Sound Museum on July 8, 2022 / Mixed by Alexey Kruglov / Technical assistance by Ruslan Zaipold / Picture for the front cover: Oleg Kudyashov. Landscape. 2010 (from the collection of Elena Borisova) / Design by Alexey Korf / Photo by Ivan Vysokikh / Produced by Alexey Kruglov & Yuri Vinogradov / Special thanks to Ivan Vysokikh, Elena Borisova
Послушать и скачать на Bandcamp/You can listen and download for free on Bandcamp:
https://contempora.bandcamp.com/

Альбом на других площадках/Listen everywhere (Spotify, VK, Yandex Music etc.):
https://band.link/experimental_sounds


Made on
Tilda