Что такое абстрактный импрессионизм?
Считать искусство преимущественно языком эмоций, идей или внутренних состояний — архаическое представление, сходное с магическим мышлением и тотемизмом. Древний человек одухотворял безразличные силы природы, видел промысел и целеполагание там, где разворачивалась лишь игра бессознательных сил; эти установки по сей день сохранились в религиозных представлениях. Наше понимание физической реальности углубилось тогда, когда мы смогли подняться над её очеловечиванием, смогли воспринять её не как наше собственное продолжение, но как нечто чуждое, отличное от нас самих, как своебразное, развивающееся по собственным законам. Прогресс в развитие физического мировоззрения — это история свержения власти аналогий и распространение понимания, что физическая реальность суть независимое от нашего сознания и его закономерностей царство. Такой же шаг мы должны сделать в отношении искусства, в частности, музыки. Признать, что наша склонность интерпретировать музыку как речь, сообщающую чувства или идеи, столь же мало способна раскрыть природу музыки, сколь склонность видеть фигуры в облаках помогает понять причины и особенности их формообразования. Музыка — обособленное царство уникальных форм и динамик, которые хоть и способны вызывать ассоциации с определенными состояниями сознания в силу структурного подобия, не сводятся к музыкальному описанию этих состояний.
Содержание музыки исчерпывается совокупностью движущихся звуковых форм; в своем движении звуки порождают уникальные, меркнущие во времени музыкальные организмы, в которых, кроме привычных по опыту повседневного существования состояний, мыслей, эмоций, мы можем различить чисто музыкальную красоту и выразительность. Музыка говорит звуками, но выражает ими только саму себя. Таким образом, музыка лишена выразительности, она не выражает ничего иного, кроме самой себя.
Поэтому, к примеру, в своем творчестве я пытаюсь максимально отстраниться и дать говорить самим музыкальным мыслям и идеям, дать простор процессу чистого развертывания. В силу этого я иногда называю собственную музыку абстрактным импрессионизмом — она выражает впечатления, которые мы можем ассоциировать с эмоциями, образами, идеями, но впечатления эти по своей природе сугубо музыкальные, т.е. их можно называть, с некоторой условностью, абстрактными.