Птицы — и эту трактовку, с некоторым личным преобразованием, я позаимствовал у моего любимого французского композитора Оливье Мессиана — противостоят бездне, пустоте так же, как жизнь, витальность, креативность противостоят пустому, неумолимому физическому времени. В некотором смысле птицы — это время субъективное, время, насыщенное мышлением, фантазией, чувствами. Птицы кажутся чем-то невозможным среди пустых, безвидных просторов материи, но они, тем не менее, есть, их голос звучит, наполняя пустоту биениями, которые, накладываясь и умножаясь, порождают феноменальную множественность мира.
Птицы — это некоторое напоминание о так называемом антропном принципе: «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». То, что мы есть, уже предполагает определенное устройство вселенной, которое мы и наблюдаем. Сама пустота, пожалуй, представляет из себя неисчерпаемую бездну возможностей — физические, логические, математические законы и константы, вероятно, могут быть совершенно иными. Но птицы своим присутствием, своим "цветением", раскрытием как витально-креативной силы, преобразующей время и пустоту, задают определенное устройство этой самой пустоты.
Пустота мерцает.
В пустоте цветут птицы.
Птичий клекот выпадает хрустальной росой.
И испаряется полутенью-полусветом.
Птицы живут время.
Но само время молчит.
Пустота обернется слепой бездной
В последней тишине
И затем вспыхнет.
Это программная заметка к альбому — небольшая история о том, как взаимодействуют фундаментальные силы во Вселенной, выраженные посредством символов. Время личное и физическое, жизнь, инертные следы творческих процессов во Вселенной в виде лишенной сознания и возможности самодеятельности материи.
Фундаментальные силы, их количество, их взаимодействие — это результат интерпретации и наблюдения мира, в котором мы живем. Эти интерпретации могут быть различными, совершенно не обязательно, несмотря на практическую эффективность и логико-математическую стройность, ограничиваться лишь физической моделью с её сильными и слабыми взаимодействиям, квантовыми моделями и так далее. Кроме физического мира, существует мир феноменальный, мир нашего сознания. Безусловно, эти и многие другие миры тоже результат интерпретации, осмысления мира, а точнее — внедрение, вчитывания в него смыслов.
О чем этот текст? Несмотря на некоторую полифонию и осцилляцию смыслов, это прежде всего краткая и рамочная история о том, как силы жизни, оставляющие след в мире, подобно змее, сбрасывающей шкуру (птицы и время), неизбежно исчезают в мировой бездне, которая, однако не всегда будет слепым ничто, в ней неизбежно возрождение, в ней — потенция жизни и миротворения. Пустота полна мельчайших движений даже в самом конце; она, когда истощится жизненный импульс, после конца времени, неизбежно вспыхнет новым витком творения.