Pustozwet
Astralis
Con.XV: Медитации для квартета духовых/Meditations for wind quartet
Медитации для квартета духовых, ритуальная и при этом неподвижная музыка – как замершие, заледеневшие звуковые джунгли, как тайный сад с орхидеями, как покрытый инеем оазис под звездным пустынным небом – от коллектива Макса Позина «Пустоцвет» (Pustozwet). Это многоцветная, но часто разреженная – как высокогорный воздух – музыка с холодным, отстраненным звучанием, лишь иногда проскакивают искры и огненные сполохи, будто предвестники восхищающих метаморфоз. Музыка скорее вызывает ассоциации с академическим наследием, чем с традиционной ансамблевой джазовой игрой и даже свободной импровизацией – к примеру, она может отдаленно напомнить сочинения Мортона Фелдмана, немногословную экстремальную выразительность Джачинто Шельси или изящество и элегантность лаконичного письма Веберна, раннюю атональную или додекафоническую музыку.


Meditations for brass quartet, ritualistic yet still music - like a frozen, icy sound jungle, like a secret orchid garden, like a frost-covered oasis under a starry desert sky - from Max Pozin's Pustozwet. This is multicolored, but often sparse like high-mountain air music with a cold, detached sound, with only occasional sparks and fiery flashes, as if harbingers of delightful metamorphoses.
The music evokes academic heritage rather than traditional ensemble jazz playing or even free improvisation - for example, it may be reminiscent of the works of Morton Feldman, the terse extreme expressiveness of Giacinto Scelsi or the grace and elegance of Webern's laconic writing, early atonal or dodecaphonic music.



Спокойная на поверхности, но напряженная в глубине кристаллическая пульсация, постепенная ровная осцилляция, баланс матовых тембров, насыщенная напряженная вертикаль – основа этой музыки. Инструменты задают вопросы, которые повисают в воздухе, которым не находятся ответы. Возможно, эти ответы даже не нужны, сущность этой музыкальной ткани – и соответствующего ей способа существования – неопределенность, становление, свобода вопросительности.

Медитация в исполнении духовых иногда, как в пьесе Astralis, переходит в балансирующее на грани, на острие ножа скерцо, чтобы затем перейти к поступательному элегическому нарративу. Особняком стоит ритуальный Hymn, содержащий в себя тяжелое, свинцовое присутствие Грандиозного. Спокойный,задумчивый, изящный трек Modern Minstrels – самая пространная пьеса, начинается с прыжков и искорок, но быстро успокаивается и превращается в размеренную, нюансированную речь. Спонтанные, запутанные Множества (Multiples) будто бы укрепляют себя в надежде – разрешение и побег возможны, но так и остаются чем-то потенциальным. Pentacle в пяти частях тревожен, но его беспокойство скорее беспокойство природы, чем ума – беспокойство водной ряби, отражений солнца в гранях кристалла, беспокойство, содержащее в себе покой. Отдельные пьесы не разрушают монотонность и однородность альбома, но каждая имеет свои индивидуальные черты, отходит от равноудаленного воображаемого центра тяжести.

Музыка кажется поначалу аморфной, но в ней есть четкая, пусть и отстраненная, умозрительная драматургия, прослеживаемый синтаксис, есть паттерны и ритмические последовательности, выполняющие роль мелодии и тем, создающие абрис звука. Это не рябь, скорее волны, крупные узоры светотени, меняющиеся при медленном движении солнца.

Альбом Astralis – нечто вроде развернутого, просторного звукового пейзажа. Горы и ущелья, холмы и равнины, облака и реки, туман и ветер; слушатель будто бы созерцает неторопливую смену ландшафтов во время ментального путешествия. Впрочем, кроме созерцания в альбомеесть и события — будто невыносимое беспокойство, будто разрывы, чужеродные элементы, они изолированы звуковыми кружевами и тишиной музыкальной стабильности, положенной в основу музыки.

Одиночество созерцания, трепет мистического озарения, острота несвоевременных, ярких мыслей, спокойствие титанического напряжения – еще миг, и энергия высвободится вспышкой, взрывом. Однако этот миг так и не наступает, мышление вьётся и бьётся в кольцах, в циклах, будто пойманное насекомое.

Макс Позин - флейта, альт-флейта, препарированная труба (басовые ноты), свисток, музыка
Игнат Хлобыстин - флейта, флейта пикколо
Софья Скобелева - флюгельгорн, корно да качча
Владимир Лучанский - сопрано-саксофон, охотничий рог

Записано в Музее Фёдора Шаляпина, в Санкт-Петербурском метро (Площадь Мужества) и зале Ротонды
Иваном Высоких, Марком Сабуровым и Максом Позином.
Мастеринг Макса Позина.


Calm on the surface but intense in the depths crystalline pulsation, gradual even oscillation, a balance of brushed timbres, and rich tense verticality are the foundation of this music. The instruments ask questions that hang in the air, to which no answers are found. Perhaps these answers are not even necessary; the essence of this musical fabric - and its corresponding mode of existence - is uncertainty, becoming, the freedom of questioning.

The meditation performed by the brass sometimes, as in the Astralis piece, turns into a brink-balancing, knife-edge scherzo, before moving on to a progressive elegiac narrative. The ritualistic Hymn stands alone, containing the heavy, leaden presence of the Grandiose. The calm, pensive, graceful track Modern Minstrels is the most spacey of the piece, beginning with leaps and sparks, but quickly calming down into a measured, nuanced speech. The spontaneous, tangled Multiples seem to fortify themselves in hope - resolution and escape are possible, but remain something potential. Pentacle in five movements is restless, but its restlessness is more the restlessness of nature than of the mind - the restlessness of water ripples, of the reflections of the sun in the facets of a crystal, a restlessness that contains peace. The individual pieces do not destroy the monotony and homogeneity of the album, but each has its own individual characteristics, departing from an equidistant imaginary center of gravity.

The music seems amorphous at first, but it has a clear, albeit aloof, speculative dramaturgy, a traceable syntax, there are patterns and rhythmic sequences that serve as melody and themes, creating an outline of sound. These are not ripples, rather waves, large patterns of light and shade, changing with the slow movement of the sun.

The Astralis album is a kind of unfolding, spacious soundscape. Mountains and gorges, hills and plains, clouds and rivers, fog and wind; it's as if the listener is contemplating a leisurely change of landscapes during a mental journey. However, besides contemplation there are events in the album - as if unbearable anxiety, as if ruptures, alien elements, they are isolated by sound lace and silence of musical stability, which is the basis of the music.

The loneliness of contemplation, the thrill of mystical insight, the sharpness of untimely, vivid thoughts, the calm of titanic tension - just a moment more, and the energy will be released in a flash, an explosion. However, this moment never comes, thinking is whirling and beating in rings, in cycles, like a caught insect.

Max Pozin - flute, alto flute, prepared trumpet (bass notes), sport whistle, composition
Ignat Khlobystin - flute, piccolo flute
Sophia Skobeleva - flugelhorn, corno da caccia
Vladimir Luchansky - soprano saxophone, hunting horn

Recorded live at Museum Of Feodor Shalyapin,
Saint-Petersburg Subway (Square Of Courage Station)
& Rotonda Hall by Ivan Vysokikh, Mark Saburov & Max Pozin,
Mastered by Max Pozin
Послушать и скачать на Bandcamp/You can listen and download for free on Bandcamp:
https://contempora.bandcamp.com/

Альбом на других площадках/Listen everywhere (Spotify, VK, Yandex Music etc.):
https://band.link/astralis



Made on
Tilda